Главная Threefold Legal Advisors Библиотека Бизнес и права человека Руководство ОЭСР для многонациональных предприятий (2011)

Руководство ОЭСР для многонациональных предприятий (2011)

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТВЕТСТВЕННОМУ КОРПОРАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Оглавление

Введение

I. Понятия и принципы

II. Общие основы политики

III. Раскрытие информации

IV. Права человека

V. Трудовые и производственные отношения

VI. Охрана окружающей среды

VII. Борьба со взяточничеством и вымогательством взяток

VIII. Интересы потребителей

IX. Наука и технологии

X. Конкуренция

XI. Налогообложение

 

Введение

1. Руководство ОЭСР для транснациональных предприятий (Руководство) представляет собой рекомендации, которые правительства адресуют транснациональным предприятиям. Цель Руководства состоит в обеспечении того, чтобы деятельность указанных предприятий осуществлялась в соответствии с политикой государств, в укреплении основы взаимного доверия между предприятиями и обществами, в которых они осуществляют деятельность, в содействии улучшению условий для иностранных инвестиций и в увеличении вклада транснациональных предприятий в устойчивое развитие. Руководство является частью Декларации ОЭСР о международных инвестициях и транснациональных предприятиях, другие элементы которой относятся к национальному режиму, противоречащим друг другу требованиям в отношении предприятий, а также стимулам и препятствиям для международных инвестиций. Руководство содержит добровольно применяемые принципы и стандарты ответственного корпоративного поведения, соответствующего применимому законодательству и признанным международным стандартам. Однако страны, придерживающиеся Руководства, принимают на себя обязательство по его имплементации в соответствии с Решением Совета ОЭСР о Руководстве ОЭСР для транснациональных предприятий. Кроме того, вопросы, регулируемые Руководством, также могут быть предметом национального законодательства и международных обязательств.

2. Международный бизнес подвергся масштабным структурным изменениям, и в само Руководство были внесены поправки, отражающие эти изменения. С развитием сферы услуг и наукоемких отраслей, а также с ростом электронной экономики, предприятия, работающие в сфере услуг и в сфере технологий, приобретают все большее значение на международном рынке. На крупные предприятия по-прежнему приходится значительная доля международных инвестиций, и имеется тенденция к крупномасштабным международным слияниям. В то же время возросла и доля иностранных инвестиций, осуществляемых малыми и средними предприятиями, и эти предприятия теперь играют значительную роль на международной арене. Транснациональные предприятия, как и их контрагенты на национальном уровне, стали использовать более разнообразные типы делового сотрудничества и организационно-правовые формы. Стратегические альянсы и более тесные отношения с поставщиками и подрядчиками постепенно размывают границы предприятий.

3. Стремительная эволюция структуры транснациональных предприятий также отразилась на их деятельности в развивающихся странах, где наблюдается стремительный рост прямых иностранных инвестиций. В развивающихся странах транснациональные предприятия разделились, помимо основного деления на предприятия производящей и добывающей отраслей, на предприятия, работающие в сферах производства продукции, сборки, развития внутреннего рынка и услуг. Другим ключевым фактором является появление транснациональных предприятий из развивающихся стран, которые выступают в качестве крупных международных инвесторов.

4. За счет международной торговли и инвестиций деятельность транснациональных предприятий укрепила и углубила связи между странами и регионами мира. Эта деятельность приносит значительную выгоду как для стран, в которых предприятия зарегистрированы, так и для принимающих стран. Данная выгода возникает, когда транснациональные предприятия поставляют продукцию и услуги, которые желают приобрести потребители, по конкурентоспособным ценам, а также когда они обеспечивают справедливый уровень дохода поставщикам капитала. Торговая и инвестиционная деятельность, осуществляемая транснациональными предприятиями, способствует эффективному использованию капитала, технологий, человеческих и природных ресурсов. Транснациональные предприятия способствуют обмену технологиями между разными регионами мира и развитию технологий, необходимых в условиях конкретного региона. Посредством планового обучения и получения навыков при выполнении работы предприятия также обеспечивают развитие человеческого капитала и создание возможностей трудоустройства в принимающих странах.

5. Природа, масштаб и скорость экономических изменений создали новые стратегические вызовы для предприятий и иных заинтересованных лиц. Транснациональные предприятия имеют возможность внедрять передовые практики устойчивого развития, направленные на обеспечение согласованности экономических, экологических и социальных целей. Способность транснациональных предприятий обеспечивать устойчивое развитие существенно повышается, когда торговля и инвестиции осуществляются в контексте открытых, конкурентных и надлежащим образом регулируемых рынков.

6. Многие транснациональные предприятия продемонстрировали, что соблюдение высоких стандартов корпоративного поведения может привести к росту. В настоящее время конкуренция сильна, и транснациональные предприятия действуют в разнообразных правовых, социальных и регуляторных средах. В таких условиях некоторые предприятия могут поддаться соблазну пренебречь соответствующими принципами и стандартами поведения, пытаясь получить конкурентные преимущества ненадлежащим образом. Такие действия со стороны отдельных предприятий могут поставить под сомнение репутацию многих и привести к обеспокоенности общества.

7. Многие предприятия отреагировали на указанную общественную обеспокоенность разработкой внутренних программ, руководств и систем управления, ставших основой для их приверженности принципам социальной ответственности, надлежащей практике ведения деятельности, надлежащему корпоративному поведению и отношению к работникам. Некоторые из них воспользовались консультационными услугами, а также услугами по аудиту и сертификации, тем самым способствуя накоплению знаний в указанных областях. Предприятия также стали стремиться к социальному диалогу по вопросу о том, что является ответственным корпоративным поведением, и вести совместную работу с заинтересованными лицами, в том числе в рамках многосторонних инициатив, с целью разработки руководства по ответственному корпоративному поведению. В Руководстве разъясняются общие ожидания придерживающихся его правительств в отношении корпоративного поведения и дается отправная точка для предприятий и других заинтересованных сторон. Таким образом, Руководство дополняет и подкрепляет попытки отдельных лиц определить и внедрять ответственное корпоративное поведение.

8. Правительства сотрудничают друг с другом и с иными лицами с целью совершенствования международной нормативно-законодательной базы, в рамках которой осуществляется коммерческая деятельность. Началом этого процесса можно считать работу Международной организации труда в начале XX века. Еще одной вехой стало принятие Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека в 1948 г. После этого стандарты во многих областях ответственного корпоративного поведения непрерывно развивались – этот процесс продолжается по сей день. ОЭСР внесла свой важный вклад в этот процесс путем разработки стандартов в таких областях, как охрана окружающей среды, борьба с коррупцией, интересы потребителей, корпоративное управление и налогообложение.

9. Общей целью правительств, придерживающихся Руководства, является поощрение положительного вклада, который транснациональные предприятия могут внести в экономический, экологический и социальный прогресс, и минимизация трудностей, которые могут возникнуть в связи с их различной деятельностью. Работая для достижения этой цели, правительства вступают в сотрудничество со многими предприятиями, профсоюзами и иными неправительственными организациями, по-своему стремящимися к тем же целям.  Содействие правительств может заключаться в обеспечении эффективных механизмов внутренней политики, включающих стабильную макроэкономическую политику,

недискриминационное отношение к компаниям, соответствующую нормативную базу и пруденциальный надзор, беспристрастную судебную и правоприменительную систему, а также эффективные и добросовестные органы управления. Помощь правительств также может состоять в установлении и продвижении соответствующих стандартов и политических принципов, направленных на поддержку устойчивого развития, и участии в продолжающихся реформах, чтобы обеспечить эффективную работу государственного сектора. Правительства, придерживающиеся Руководства, стремятся постоянно совершенствовать внутреннюю и международную политику в целях повышения благосостояния и стандартов жизни всех людей.

I. Понятия и принципы

1. Руководство представляет собой рекомендации, которые правительства адресуют транснациональным предприятиям. Оно содержит добровольно применяемые принципы и стандарты деятельности, соответствующей применимому законодательству и признанным международным стандартам. Соблюдение Руководства предприятиями носит добровольный характер и не может обеспечиваться силой государственного принуждения. Тем не менее, некоторые вопросы, затрагиваемые Руководством, также могут регулироваться национальным законодательством и международными обязательствами.

2. Соблюдение национального законодательства является первым обязательством предприятий. Руководство не заменяет собой национальное законодательство и не должно рассматриваться как обладающее приоритетом над ним. Хотя Руководство во многих случаях регулирует более широкий круг вопросов, чем законодательство, оно не должно ставить предприятие в положение, когда последнее сталкивается с противоречащими друг другу требованиями. Однако в странах, национальное законодательство которых противоречит принципам и стандартам Руководства, предприятия должны изыскивать пути для соблюдения таких принципов и стандартов в максимальной возможной степени без нарушения национального законодательства.

3. Поскольку транснациональные предприятия осуществляют деятельность по всему миру, международное сотрудничество в этой области должно охватывать все страны. Правительства, придерживающиеся Руководства, поощряют предприятия, осуществляющие деятельность на их территории, соблюдать Руководство вне зависимости от места осуществления деятельности, учитывая при этом конкретные условия в каждой принимающей стране.

4. Для целей Руководства не требуется точное определение термина «транснациональные предприятия». Эти предприятия осуществляют деятельность во всех секторах экономики. Транснациональные предприятия обычно объединяют компании и другие лица, учрежденные более чем в одной стране и связанные таким образом, что они могут различными способами координировать свою деятельность. Хотя одно или несколько из таких лиц могут оказывать значительное влияние на деятельность остальных, степень их самостоятельности в рамках предприятия может сильно отличаться в разных транснациональных предприятиях. Они могут находиться в частной, государственной или смешанной собственности. Руководство адресовано всем лицам, входящим в транснациональные предприятия (материнским компаниям и/или лицам, учрежденным в отдельных странах). Предполагается, что разные лица будут сотрудничать дуг с другом и оказывать друг другу содействие в целях соблюдения Руководства в соответствии с фактическим распределением полномочий между ними.

5. Руководство не направлено на введение различных режимов для транснациональных и национальных предприятий; оно представляет собой стандарты деятельности для всех предприятий. Соответственно, от транснациональных и национальных предприятий ожидаются одни и те же действия во всех случаях, когда Руководство относится и к тем, и к другим.

6. Правительства хотят поощрять соблюдение Руководства в максимально возможной степени. Признавая, что малые и средние предприятия могут не иметь тех возможностей, которые имеют более крупные предприятия, правительства, придерживающиеся Руководства, все же поощряют их соблюдать рекомендации Руководства в максимально возможной степени.

7. Правительства, придерживающиеся Руководства, не должны использовать его в протекционистских целях, либо таким образом, чтобы возникали сомнения в сравнительных преимуществах любой из стран, в которых транснациональные предприятия осуществляют инвестиции.

8. Правительства вправе предписывать условия, на которых транснациональные предприятия могут осуществлять деятельность в их юрисдикциях, с учетом норм международного права. Лица, входящие в транснациональное предприятие и находящиеся в различных странах, подчиняются законодательству соответствующих стран. Если транснациональные предприятия, соблюдая законодательство третьих стран, сталкиваются с противоречащими друг другу требованиями, соответствующие правительства поощряются добросовестно сотрудничать с целью разрешения проблем, которые могут возникнуть.

9. Правительства, придерживающиеся Руководства, принимают его с пониманием, что они будут исполнять обязательства действовать по отношению к предприятиям справедливо и в соответствии с международным правом и своими договорными обязательствами.

10. Поощряется использование надлежащих механизмов разрешения международных споров в качестве средства разрешения правовых проблем, возникающих между предприятиями и правительствами принимающих стран.

11. Правительства, придерживающиеся Руководства, имплементируют его и поощряют его применение. Они создают Национальные контактные центры, пропагандирующие Руководство и выступающие в качестве форума для обсуждения всех вопросов, связанных с Руководством. Правительства, придерживающиеся Руководства, также участвуют в соответствующих процедурах надзора и консультаций в целях урегулирования вопросов, касающихся толкования Руководства в меняющемся мире.

II. Общие основы политики

Предприятия должны в полной мере учитывать политику стран, в которых они осуществляют деятельность, и принимать во внимание точки зрения других заинтересованных лиц. В связи с этим:

А. Предприятия должны:

1. Содействовать прогрессу в социально-экономической области и в области охраны окружающей среды с целью обеспечения устойчивого развития.

2. Соблюдать признанные на международном уровне права лиц, которых затрагивает деятельность предприятий.

3. Поощрять создание потенциала на местном уровне через сотрудничество с местным сообществом (в том числе с деловые круги), а также развитие деятельности предприятия на национальных и иностранных рынках так, чтобы это отвечало существующей потребности в нормальной коммерческой практике.

4. Поощрять формирование человеческого капитала, в частности путем создания возможностей трудоустройства и расширения возможностей обучения работников.

5. Воздерживаться от того, чтобы получать или стремиться получить освобождения от выполнения требований, которые не предусмотрены нормативно-законодательной базой, регулирующей вопросы прав человека, охраны окружающей среды, здоровья людей, безопасности, трудовых отношений, налогообложения, финансового стимулирования и другие вопросы.

6. Поддерживать принципы надлежащего корпоративного управления, а также разрабатывать и применять передовую практику корпоративного управления, в том числе во всех компаниях, входящих в соответствующие группы предприятий.

7. Разрабатывать и применять эффективные процедуры саморегулирования и системы управления, направленные на укрепление взаимного доверия между предприятиями и населением стран или регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.

8. Способствовать осведомленности работников транснациональных предприятий о политике компании и соблюдению ими указанной политики путем ее надлежащего распространения, в том числе через программы обучения.

9. Воздерживаться от дискриминационных или дисциплинарных мер в отношении работников, которые добросовестно сообщают руководству или, в зависимости от обстоятельств, компетентным органам государственного управления о деятельности, которая противоречит законодательству, настоящему Руководству или политике предприятия.

10. Осуществлять комплексные проверки, основываясь на рисках, например посредством их включения в свои системы управления рисками, в целях выявления, предотвращения и минимизации возможного неблагоприятного воздействия, указанного в пунктах 11 и 12, и предоставлять отчеты о действиях, предпринимаемых в отношении указанного воздействия. Характер и объем комплексных проверок зависят от конкретной ситуации.

11. Избегать создания или усиления неблагоприятного воздействия в связи с вопросами, регулируемыми Руководством, в ходе своей деятельности, и принимать меры в отношении такого воздействия при его возникновении.

12. Стремиться предотвращать или минимизировать неблагоприятное воздействие, к возникновению которого они непричастны, если такое воздействие, тем не менее, непосредственно связано с их деятельностью, продукцией или услугами посредством деловых связей. Данная обязанность не предполагает перекладывания ответственности с лица, по вине которого возникло неблагоприятное воздействие, на предприятие, с которым оно имеет деловые отношения.

13. Помимо принятия мер в отношении неблагоприятного воздействия в связи с вопросами, регулируемыми настоящим Руководством, побуждать, где это практически возможно, своих деловых партнеров, включая

поставщиков и субподрядчиков, к соблюдению принципов корпоративного поведения, согласующихся с настоящим Руководством.

14. Сотрудничать с соответствующими заинтересованными лицами в целях создания реальных возможностей для учета их точек зрения при планировании и принятии решений по проектам или в ходе иной деятельности, которая может оказать значительное влияние на местные сообщества.

15. Воздерживаться от какого-либо ненадлежащего участия в местной политической деятельности.

В. Предприятия поощряются:

1. Поддерживать (сообразно обстоятельствам) совместные усилия в сфере продвижения свободы Интернета через соответствующие форумы посредством уважения свободы слова, собраний и объединений в режиме онлайн.

2. Участвовать в единоличных или многосторонних инициативах и социальном диалоге по ответственному управлению цепочками поставок и, где это возможно, оказывать поддержку таким инициативам, а также обеспечивать, чтобы данные инициативы надлежащим образом учитывали свои социальные и экономические последствия для развивающихся стран и существующие стандарты, признанные на международном уровне.

III. Раскрытие информации

1. Предприятия должны обеспечивать раскрытие своевременной, точной и существенной информации, относящейся к их деятельности, структуре, финансовому положению, показателям эффективности, собственникам и управлению. Такая информация должна раскрываться как в отношении предприятия в целом, так и, где это возможно, в отношении бизнес-направлений или географических регионов. Политика предприятий в области раскрытия информации должна быть разработана таким образом, чтобы соответствовать характеру деятельности, размеру и месторасположению предприятия, и надлежащим образом учитывать издержки, конфиденциальность деловой информации и другие факторы, имеющие отношение к вопросам конкуренции.

2. Политика предприятий в отношении раскрытия информации должна включать в себя, в числе прочего, существенную информацию по следующим вопросам:

a) Финансовые результаты и результаты деятельности предприятия;

b) Цели предприятия;

c) Основные владельцы акций и прав голоса, включая структуру группы предприятий и отношения внутри группы, а также механизмы повышения эффективности контроля;

d) Политика в отношении вознаграждения членов совета директоров и ключевых должностных лиц, а также информация о членах совета директоров, включая их квалификацию, порядок отбора, занимаемые ими должности директоров в других предприятиях и сведения о том, рассматривает ли совет директоров каждого своего члена как независимого директора;

e) Сделки с заинтересованностью;

f) Прогнозируемые факторы риска;

g) Вопросы, связанные с работниками и иными заинтересованными лицами;

h) Структура и политика управления, в частности, содержание кодекса или политики корпоративного управления и порядок их применения.

3. Предприятия поощряются предоставлять дополнительную информацию, которая может включать в себя следующее:

a) заявления о корпоративных ценностях и корпоративном поведении, предназначенные для широкого распространения, включая информацию о политике предприятия в отношении вопросов, регулируемых Руководством, в той мере, в которой Руководство применимо к деятельности предприятия;

b) политика и другие кодексы поведения, принятые предприятием, дата их принятия, а также страны и лица, к которым применимы соответствующие положения;

c) информация о соблюдении указанных заявлений и кодексов;

d) информация о системах внутреннего аудита, управления рисками и обеспечения соблюдения законодательства;

e) информация о взаимоотношениях с работниками и иными заинтересованными лицами.

4. Предприятия должны применять высокие стандарты качества в отношении раскрытия бухгалтерской, финансовой и иной информации, включая экологические и социальные отчеты, при наличии таковых. Необходимо сообщать о стандартах и политике, в соответствии с которыми компилируется и публикуется информация. Ежегодный аудит должен проводиться независимым, компетентным и квалифицированным аудитором в целях предоставления совету директоров и акционерам внешнего и объективного подтверждения того, что финансовая отчетность справедливо представляет финансовое положение и результаты деятельности предприятия во всех существенных аспектах.

IV. Права человека

Государства обязаны защищать права человека. Предприятия должны, в рамках признанных на международном уровне прав человека, международных обязательств в сфере прав человека тех  стран, в которых предприятия осуществляют деятельность, а также соответствующего национального законодательства, выполнять следующее:

1. Уважать права человека, т.е. избегать нарушения прав других лиц и принимать меры в отношении неблагоприятного воздействия на права человека, к возникновению которого они имеют отношение.

2. При осуществлении своей деятельности избегать создания и участия в оказании неблагоприятного воздействия на права человека и принимать меры в отношении такого воздействия в случае его возникновения.

3. Изыскивать способы для предотвращения или минимизации неблагоприятного воздействия на права человека, непосредственно связанного с их коммерческой деятельностью, продукцией или услугами через деловые связи, даже если они не участвуют в оказании такого воздействия.

4. Включить в свою политику обязательство уважать права человека.

5. Проводить комплексные проверки на предмет соблюдения прав человека сообразно размеру, типу и характеру деятельности предприятий, а также уровню рисков возникновения неблагоприятного воздействия на права человека.

6. Обеспечивать сотрудничество в ходе законных процедур, направленных на устранение неблагоприятного воздействия на права человека, если предприятия устанавливают, что такое воздействие возникло в результате их действий или при их участии.

V. Трудовые и производственные отношения

Предприятия должны, в рамках применимого законодательства, преобладающей практики в сфере трудовых отношений, а также применимых международных стандартов труда, выполнять следующее:

1.

a) Соблюдать право работников транснациональных предприятий на учреждение или присоединение к профсоюзам и представительным организациями, выбираемых на усмотрение работников;

b) Соблюдать право работников транснациональных предприятий на признание предприятиями профсоюзов и представительных организаций, выбираемых на усмотрение работников, для целей коллективных договоров, а также на участие предприятий (самостоятельно или через объединения работодателей) в конструктивных переговорах с такими представителями работников в целях достижения соглашений об условиях труда;

c) Содействовать фактической ликвидации детского труда и незамедлительно принимать эффективные меры для обеспечения запрета и устранения наихудших форм детского труда, рассматривая такие меры в качестве первоочередной задачи;

d) Содействовать устранению всех форм принудительного и обязательного труда и принимать надлежащие меры для обеспечения отсутствия принудительного и обязательного труда в своей деятельности;

e) Руководствоваться в своей деятельности принципом равенства возможностей и равного отношения к работникам и не допускать дискриминации в отношении своих работников в связи с их трудовой деятельностью или занятостью на таких основаниях, как расовая принадлежность, цвет кожи, половая принадлежность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение или на основании иных характеристик, за исключением случаев, когда избирательность в отношении характеристик работников отвечает государственной политике, прямо способствующей более строгому соблюдению принципа равенства трудовых возможностей или связанной с неотъемлемыми требованиями к выполняемой работе.

2.

a) Обеспечивать представителей работников такими инструментами, которые могут быть необходимы для разработки эффективных коллективных договоров;

b) Предоставлять представителям работников информацию, необходимую для конструктивных переговоров об условиях труда;

c) Предоставлять работникам и их представителям информацию, позволяющую им получить достоверное и точное представление о результатах деятельности отдельного лица или, где это возможно, предприятия в целом.

3. Поощрять консультации и сотрудничество между работодателями и работниками и их представителями по вопросам, представляющим взаимный интерес.

4.

a) Соблюдать не менее благоприятные стандарты трудовых и производственных отношений, чем стандарты, соблюдаемые сопоставимыми работодателями в принимающей стране;

b) Если транснациональные предприятия осуществляют деятельность в развивающихся странах, где может не быть сопоставимых работодателей – обеспечивать наилучшие возможные оклады, льготы и условия работы в рамках государственной политики. Они должны соотноситься с экономическим положением предприятия, но при этом должны быть по меньшей мере достаточными для удовлетворения основных потребностей работников и их семей;

c) Принимать надлежащие меры для обеспечения охраны здоровья на рабочем месте и безопасности труда в деятельности предприятий.

5. Насколько это осуществимо, задействовать в своей деятельности местных работников и обеспечивать обучение с целью повышения квалификации в сотрудничестве с представителями работников и, где это возможно, компетентными государственными органами.

6. При рассмотрении возможных изменений в своей деятельности, которые оказали бы значительное влияние на трудовые отношения, в частности в случае прекращения деятельности юридического лица с коллективными сокращениями или увольнениями, в разумный срок уведомлять о таких изменениях представителей своих работников и их организации, а также, где это возможно, компетентные государственные органы и сотрудничать с представителями работников и компетентными государственными органами в целях смягчения неблагоприятных последствий, насколько это осуществимо. С учетом конкретных обстоятельств в каждом случае, было бы целесообразно, если бы руководство могло  направлять указанное уведомление до принятия окончательного решения. Возможно применение и иных средств для обеспечения конструктивного сотрудничества в целях смягчения последствий таких решений.

7. В контексте добросовестных переговоров с представителями работников об условиях труда или при реализации работниками права на создание организаций – не угрожать переводом всего производственного подразделения или его части из соответствующей страны либо переводом работников из соответствующих лиц, входящих в предприятие, в другие страны с целью недобросовестно повлиять на указанные переговоры или воспрепятствовать осуществлению права на создание организаций.

8. Позволять уполномоченным представителям своих работников вести переговоры о заключении коллективных договоров по вопросам взаимоотношений работников и руководства, а также позволять сторонам таких переговоров консультироваться по вопросам, представляющим взаимный интерес, с представителями руководства, уполномоченными принимать решения по данным вопросам.

VI. Охрана окружающей среды

Предприятия должны в рамках нормативно-законодательной базы и административных процедур, принятых в странах, в которых они ведут свою деятельность, и с учетом соответствующих международных соглашений, принципов, задач и стандартов, надлежащим образом учитывать необходимость охраны окружающей среды, здоровья населения и обеспечения безопасности и в целом вести свою деятельность таким образом, который бы способствовал достижению более широкой цели устойчивого развития. В частности, предприятиям следует:

1. Внедрять и поддерживать систему экологического менеджмента, соответствующую особенностям предприятия, включая:

a) Сбор и оценку надлежащей и своевременной информации, относящейся к воздействию деятельности предприятия на окружающую среду и здоровье людей, а также к вопросам безопасности;

b) Установление измеряемых целей и, где это возможно, плановых показателей по повышению экологической эффективности и эффективности использования ресурсов, включая периодическую оценку сохранения значимости указанных целей; где это возможно, плановые показатели должны соответствовать национальной политике и международным экологическим обязательствам; и

c) Регулярный мониторинг и контроль хода выполнения задач или плановых показателей по охране окружающей среды и здоровья людей и обеспечения безопасности.

2. Принимать во внимание соображения, касающиеся затрат, конфиденциальности деловой информации и защите прав на интеллектуальную собственность:

a) Предоставлять общественности и своему персоналу надлежащую, измеряемую и проверяемую (где это применимо) и своевременную информацию относительно потенциальных воздействий деятельности предприятия на окружающую среду, здоровье людей и безопасность, включая возможное предоставление отчетности о ходе выполнения задач по повышению экологической эффективности; и

b) На надлежащем уровне и своевременно осуществлять информационное взаимодействие и консультации с населением, на которое непосредственно воздействует политика предприятия в области охраны окружающей среды, здоровья людей и безопасности и выполнение такой политики.

3. В процессе принятия решений определять и учитывать предсказуемые воздействия на состояние окружающей среды, здоровье людей и безопасность, связанные с производственными процессами предприятия, его товарами и услугами на протяжении всего их жизненного цикла, с тем, чтобы избегать указанных воздействий, а если это невозможно, то минимизировать их. В тех случаях, когда такая планируемая деятельность может повлечь за собой существенное воздействие на состояние окружающей среды, здоровье людей и безопасность, а также в тех случаях, когда проведение такой деятельности зависит от решения компетентного органа, надлежащим образом подготавливать оценку воздействия на окружающую среду.

4. В соответствии с пониманием рисков с научной и технологической точек зрения в случае возможности нанесения серьезного ущерба окружающей среде и принимая во внимание последствия для здоровья людей и безопасности, не использовать отсутствие полной научной определенности как основание для того, чтобы откладывать принятие экономически эффективных мер, направленных на предупреждение или минимизацию такого ущерба.

5. Иметь план действий в чрезвычайных обстоятельствах, направленный на предупреждение, уменьшение и контроль существенного ущерба окружающей среде и здоровью людей, который может быть вызван деятельностью предприятий, включая аварии и чрезвычайные ситуации, а также механизмы незамедлительного информирования компетентных органов государственного управления о таких ситуациях.

6. Постоянно добиваться повышения экологической эффективности предприятия на уровне самого предприятия и, где это возможно, его цепочки поставок, поддерживая такие мероприятия как:

a) Принятие, для всех подразделений предприятия, технологий и операционных процедур, соответствующих стандартам экологической эффективности, которых придерживается подразделение предприятия, в наибольшей степени являющееся экологически эффективным;

b) Разработка и предоставление товаров и услуг, которые не имеют неоправданных экологических воздействий; которые являются безопасными при их использовании по назначению; которые уменьшают выбросы парниковых газов; при производстве и использовании которых рационально потребляются энергия и ресурсы; которые могут быть безопасно использованы повторно, переработаны или утилизированы;

c) Повышение уровня осведомленности потребителей об экологических аспектах использования продуктов и услуг предприятия, в том числе путем предоставления точной информации о своих товарах (например о выбросах парниковых газов, биологическом разнообразии, эффективности потребления ресурсов и других экологических параметрах); и

d) Проведение исследований и оценок, направленных на повышение экологической эффективности предприятия в долгосрочной перспективе, например путем разработки стратегий снижения уровня выбросов, эффективного использования и переработки ресурсов, замены или уменьшения использования токсичных веществ, а также стратегий биологического разнообразия.

7. На надлежащем уровне обеспечивать обучение и подготовку персонала в области экологического здоровья и безопасности, включая обращение с опасными материалами и предупреждение экологических аварий, а также в области экологического менеджмента в более широком плане, включая процедуры оценки экологических воздействий, связи с общественностью и экологически эффективные технологии.

8. Содействовать развитию экологически обоснованной и экономически эффективной государственно-общественной политики, например, участвуя в партнерствах или инициативах, направленных на защиту окружающей среды и повышение уровня осведомленности общества в вопросах экологии.

VII. Борьба со взяточничеством и вымогательством взяток

Предприятия не должны прямо или косвенно предлагать, обещать, давать или требовать взятки или иные неправомерные выгоды с целью получения или сохранения деловой или иной неправомерной выгоды. Предприятиям также следует бороться с вымогательством взяток. В частности, предприятия:

1. Не должны предлагать, обещать или предоставлять неправомерные денежные или иные выгоды государственным должностным лицам и работникам своих деловых партнеров. Также предприятия не должны требовать, соглашаться принимать и принимать неправомерные денежные и иные выгоды от государственных должностных лиц и работников своих деловых партнеров. Предприятиям не следует использовать третьих лиц в качестве агентов и иных посредников, консультантов, представителей, дистрибьюторов, консорциумов, подрядчиков, поставщиков и партнеров по совместному предприятию в целях предоставления неправомерных денежных или иных выгод государственным должностным лицам, работникам своих деловых партнеров, а также их родственникам или коллегам.

2. Должны разрабатывать и применять надлежащие программы и меры внутреннего контроля, соблюдения этических норм и законодательства в целях предотвращения и выявления взяточничества на основании оценки рисков с учетом конкретных особенностей предприятия, в частности рисков взяточничества, которые возникают у предприятия (в том числе с учетом географического фактора и отрасли, в которой оно осуществляет деятельность). Указанные программы и меры внутреннего контроля, соблюдения этических норм и законодательства должны включать в себя систему финансовых и бухгалтерских процедур, в том числе систему внутреннего контроля, действующую на разумных основаниях и направленную на обеспечение добросовестного и точного ведения бухгалтерских книг, иных документов и отчетности таким образом, чтобы они не могли быть использованы для целей взяточничества или его сокрытия. Необходимо регулярно осуществлять мониторинг и переоценку указанных конкретных особенностей и рисков взяточничества в целях обеспечения адаптации применяемых предприятием программ и мер внутреннего контроля, соблюдения этических норм и законодательства и поддержания их эффективности, а также в целях минимизации риска вовлечения предприятий во взяточничество или вымогательство взяток.

3. Должны запрещать или порицать в своих программах или мерах внутреннего контроля, соблюдения этических норм и законодательства использование мелких платежей для упрощения формальностей, которые, по общему правилу, запрещены в странах, где они совершаются, а в случае совершения таких платежей – надлежащим образом отражать их в бухгалтерской и финансовой отчетности.

4. Должны обеспечивать, с учетом конкретных рисков взяточничества, которые возникают у предприятия, проведение и надлежащее документальное оформление комплексной проверки в отношении найма агентов, надлежащего и регулярного контроля их деятельности, а также того, чтобы вознаграждение выплачивалось им в надлежащем размере и только за законно оказываемые услуги. В соответствующих случаях необходимо составить перечень агентов, привлеченных в связи со сделками с государственными органами и государственными предприятиями, и предоставлять данный перечень компетентным органам государственного управления в соответствии с применимыми требованиями к раскрытию информации государственным органам.

5. Должны повышать прозрачность своей деятельности в целях борьбы со взяточничеством и вымогательством взяток. Соответствующие меры могут включать принятие на себя публичных обязательств по борьбе со взяточничеством и вымогательством взяток, а также раскрытие применяемых предприятиями систем управления и программ и мер внутреннего контроля, соблюдения этических норм и законодательства в целях выполнения указанных обязательств. Предприятиям также следует поощрять открытость и диалог с обществом, чтобы повысить уровень его осведомленности о борьбе со взяточничеством и вымогательством взяток и побудить его к сотрудничеству в этой борьбе.

6. Должны повышать уровень осведомленности работников о политике компании и программах и мерах внутреннего контроля, соблюдения этических норм и законодательства, направленных против взяточничества и вымогательства взяток, и соблюдения работниками указанной политики, программ и мер посредством надлежащего распространения указанной политики, программ и мер, а также посредством программ обучения и дисциплинарных процедур.

7. Не должны совершать незаконные взносы в пользу кандидатов на государственные должности, политических партий и иных политических организаций. Политические взносы должны полностью соответствовать требованиям к раскрытию информации государственным органам, и о них следует сообщать высшему руководству.

VIII. Интересы потребителей

При взаимодействии с потребителями предприятиям следует действовать в соответствии с практикой добросовестного бизнеса, маркетинга и рекламы, а также принимать все разумные меры для обеспечения качества и надежности предоставляемых ими товаров и услуг. В частности, они должны:

1. Обеспечивать, чтобы предоставляемые ими товары и услуги соответствовали всем согласованным и установленным законодательством стандартам в отношении здоровья и безопасности потребителей, в том числе стандартам, относящимся к предупреждениям о вреде для здоровья и информации о безопасности.

2. Предоставлять точную, проверяемую и ясную информацию, достаточную для того, чтобы потребители могли принять информированное решение, включая информацию о ценах и, где это возможно, о содержании, безопасном использовании, экологических характеристиках, использовании, хранении и утилизации товаров и услуг. По возможности данная информация должна предоставляться таким образом, чтобы потребителям было проще сравнивать товары.

3. Предоставлять потребителям доступ к добросовестным, простым, своевременным и эффективным внесудебным механизмам разрешения споров и урегулирования претензий без необоснованных расходов или обременений.

4. Воздерживаться от заверений и умолчаний, а также не совершать иных действий, которые являются обманными, вводящими в заблуждение, мошенническими или недобросовестными.

5. Поддерживать усилия по повышению уровня знаний потребителей в областях, связанных с их коммерческой деятельностью, с целью (среди прочего) повышения способности потребителей: 1) принимать информированные решения в отношении сложных товаров, услуг и рынков, 2) лучше понимать экономические, экологические и социальные последствия своих решений и 3) поддерживать ответственное потребление.

6. Уважать частную жизнь потребителей и принимать разумные меры для обеспечения безопасности персональных данных, которые они собирают, хранят, обрабатывают или распространяют.

7. В полной мере сотрудничать с государственными органами в целях предотвращения мошеннической маркетинговой практики (включая вводящую в заблуждение рекламу и мошенничество в торговле) и для уменьшения или предотвращения серьезных угроз здоровью и безопасности населения или окружающей среды, возникающих в связи с потреблением, использованием или утилизацией их товаров и услуг.

8. Применяя вышеуказанные принципы, учитывать 1) потребности социально незащищенных и неимущих потребителей и 2) особые проблемы, которые могут возникать у потребителей в связи с электронной коммерцией.

IX. Наука и технологии

Предприятия должны:

1. Стремиться обеспечить, чтобы их деятельность осуществлялась в соответствии с политикой и планами государств, в которых они осуществляют деятельность, в отношении науки и технологий, а также вносить надлежащий вклад в развитие местного и национального инновационного потенциала.

2. По возможности применять в своей коммерческой деятельности практики, позволяющие передавать и в кратчайшие сроки распространять технологии и ноу-хау, должным образом обеспечивая защиту прав интеллектуальной собственности.

3. Где это возможно, осуществлять разработку в принимающих странах технологий, отвечающих потребностям местного рынка, нанимать работников из принимающей страны для научно-технологических работ и поощрять их обучение с учетом коммерческих потребностей.

4. При предоставлении лицензий на использование прав интеллектуальной собственности и в иных случаях передачи технологий осуществлять такую передачу на разумных условиях и таким образом, чтобы улучшить долгосрочные перспективы устойчивого развития принимающей страны.

5. Если это отвечает коммерческим целям предприятия – развивать связи с местными университетами и государственными исследовательскими учреждениями, а также участвовать в совместных исследовательских проектах с местными предприятиями или объединениями предприятий.

X. Конкуренция

Предприятия должны:

1. Осуществлять свою деятельность в соответствии со всеми применимыми законами и правилами о конкуренции с учетом законодательства о конкуренции во всех юрисдикциях, где их деятельность может привести к негативным последствиям для конкуренции.

2. Воздерживаться от заключения и исполнения соглашений между конкурирующими сторонами, наносящими ущерб конкуренции, в том числе соглашений:

a) о фиксированных ценах;

b) о мошеннических заявках на торгах (сговор при торгах);

c) об установлении ограничений или норм выработки; или

d) о разделе рынков путем распределения клиентов, поставщиков, территорий или отраслей торговли.

3. Сотрудничать с государственными органами по защите конкуренции посредством (среди прочего и с учетом действующего законодательства и соответствующих мер предосторожности) предоставления максимально быстрых и полных ответов на запросы информации и рассмотрения возможностей использования доступных средств, в том числе, где это возможно, отказа от права на соблюдение конфиденциальности, для более эффективного сотрудничества с указанными органами.

4. Регулярно повышать уровень осведомленности работников о важности соблюдения в полном объеме действующих законов и подзаконных актов о конкуренции и, в частности, проводить обучение высшего руководства предприятия по вопросам конкуренции.

XI. Налогообложение

1. Важно, чтобы предприятия вносили свой вклад в бюджет принимающих стран, своевременно выполняя свои налоговые обязательства. В частности, предприятиям следует соблюдать букву и дух налогового законодательства стран, в которых они осуществляют деятельность. Соблюдение духа законодательства означает выявление намерений законодателя и следование им. Такое толкование не требует от предприятия совершать платежи в размерах свыше сумм, установленных законодательством. Соблюдение налогового законодательства включает в себя такие меры, как своевременное предоставление соответствующим органам государственного управления информации, которая может или должна быть предоставлена в соответствии с законодательством для целей правильного расчета налогов, взимаемых в связи с деятельностью предприятий, и приведение практики трансфертного ценообразования в соответствие с принципом равенства и независимости сторон сделки.

2. Предприятиям следует рассматривать управление налогообложением и соблюдение налогового законодательства как важные элементы своих систем надзора и управления более широким спектром рисков. В частности, корпоративным органам следует принимать стратегии управления рисками для обеспечения выявления и оценки всех финансовых рисков, рисков, связанных с нормативным регулированием, и репутационных рисков.