Главная Threefold Legal Advisors Библиотека Бизнес и права человека Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок Организации Объединенных Наций в отношении "защиты, соблюдения и средств правовой защиты", 2011

Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок Организации Объединенных Наций в отношении "защиты, соблюдения и средств правовой защиты", 2011

Содержание

 

Одобрены Советом по правам человека ООН 16 июня 2011 г.

Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок Организации Объединенных Наций в отношении "защиты, соблюдения и средств правовой защиты"

Общие принципы

Настоящие руководящие принципы исходят из признания:

  1. принятых государствами обязательств соблюдать, защищать и осу­ществлять права человека и основные свободы;
  2. роли предприятий, выполняющих специализированные функции в качестве специализированных органов общества, которым предъявляется тре­бование соблюдать все действующие законы и уважать права человека;
  3. необходимости обеспечивать соблюдение прав и обязанностей - в случае их нарушения - с помощью соответствующих эффективных средств правовой защиты.

Настоящие руководящие принципы применяются ко всем государствам и ко всем транснациональным и иным предприятиям независимо от их размеров, сферы деятельности, места нахождения, форм собственности и структуры.

Настоящие руководящие принципы следует рассматривать как единое це­лое и толковать в индивидуальном и коллективном порядке, исходя из их цели, которая заключается в повышении роли норм и практики, относящихся к пред­принимательской деятельности в аспекте прав человека, с тем чтобы затраги­ваемые отдельные лица и общины могли добиваться осязаемых результатов, и в этой связи также толковать их как вклад в обеспечение социально устойчивой глобализации.

Ничто в настоящих руководящих принципах не должно толковаться как создающее новые международно-правовые обязательства или ограничения либо подрывающее какие-либо правовые обязательства в сфере прав человека, кото­рые государства, возможно, уже приняли или примут на себя в соответствии с международным правом.

Настоящие руководящие принципы должны осуществляться без какой-либо дискриминации с уделением особого внимания правам и потребностям, а также проблемам отдельных лиц, принадлежащих к группам или общинам, которые, возможно, подвергаются повышенному риску стать уязвимыми или маргинализированными, а также с уделением должного внимания различным рискам, с которыми могут сталкиваться женщины и мужчины.

І. Обязанность государства защищать права человека

А. Базовые принципы

  1. Государства в пределах своей территории и/или юрисдикции должны обеспечивать защиту от нарушений прав человека третьими сторонами, включая предприятия. Это требует принятия необходимых мер, направленных на предупреждение и расследование таких нарушений, наказание за них и компенсацию ущерба посредством эффективной политики, законодательства, нормативного регулирования и судопроизводства.
  2. Государствам следует четко заявить, что они ожидают от всех предприятий, домицилированных на их территории и/или находящихся под их юрисдикцией, соблюдения прав человека в рамках своей деятельности.

В. Принципы деятельности

Общие функции государств в сфере нормативного регулирова­ния и политики

  1. При выполнении своей обязанности по обеспечению защиты государствам следует:
    1. обеспечивать соблюдение законов, цель или последствия кото­рых заключаются в том, чтобы требовать от предприятий соблюдения прав человека и периодически оценивать адекватность таких законов и устра­нять любые пробелы;
    2. обеспечивать, чтобы другие законы и политика, регулирующие создание и текущую деятельность предприятий, такие как нормы корпора­тивного права, не сдерживали, а, наоборот, способствовали соблюдению прав человека предприятиями;
    3. представлять предприятиям эффективные руководящие указа­ния относительно методов соблюдения прав человека в рамках их деятель­ности;
    4. поощрять и, при необходимости, требовать от предприятий представления информации о том, каким образом они устраняют оказан­ное ими воздействие на права человека.

Связь государства и предприятий

  1. Государствам следует предпринимать дополнительные шаги по защите от нарушений прав человека со стороны предприятий, которые находятся в собственности государства или контролируются им либо пользуются существенной поддержкой и услугами государственных агентств, например по кредитованию экспорта и государственному страхованию или гарантированию инвестиций, в том числе, при необходимости, путем установления требования о соблюдении принципа должной заботы о правах человека.
  2. Государствам следует осуществлять надлежащий контроль в целях выполнения своих международных обязательств в области прав человека при заключении контрактов с предприятиями или принятии законодательных актов в их интересах для предоставления услуг, которые могут оказать воздействие на осуществление прав человека.
  3. Государствам следует поощрять соблюдение прав человека предприятиями, с которыми они осуществляют коммерческие сделки.

Обеспечение соблюдения прав человека предприятиями в районах, затронутых конфликтами

  1. Ввиду повышенного риска совершения грубых нарушений прав человека в районах, затронутых конфликтом, государствам следует способствовать обеспечению того, чтобы предприятия, действующие в таких районах, не участвовали в совершении подобных нарушений, в частности путем:
    1. налаживания на возможно более ранних этапах контактов с предприятиями, с тем чтобы помочь им выявлять, предотвращать и смяг­чать связанные с правами человека риски, которые обусловлены деятель­ностью и деловыми отношениями;
    2. предоставления надлежащей помощи предприятиям для оцен­ки и устранения повышенных рисков нарушения прав с уделением особого внимания гендерному и сексуальному насилию;
    3. отказа доступа к государственной поддержке и услугам пред­приятиям, причастным к грубым нарушениям прав человека и отказы­вающимся сотрудничать с целью исправления ситуации;
    4. обеспечения эффективности проводимой политики, законодательства, подзаконных актов и мер правоприменения в деле устранения риска участия предприятий в совершении грубых нарушений прав человека.

Обеспечение согласованности политики

  1. Государствам следует обеспечить, чтобы государственные ведомства, агентства и другие государственные учреждения, которые определяют практику предпринимательской деятельности, были осведомлены о правозащитных обязательствах государства и соблюдали их при выполнении своих соответствующих мандатов, в том числе путем предоставления им соответствующей информации, подготовки и поддержки.
  2. Государствам следует сохранять необходимую свободу маневра в сфере внутренней политики для соблюдения своих правозащитных обязательств в процессе достижения связанных с предпринимательством политических целей с другими государствами или предприятиями, например в рамках инвестиционных соглашений или контрактов.
  3. Государствам, действующим в качестве членов многосторонних учреждений, которые занимаются вопросами, связанными с предпринимательством, следует:
    1. добиваться обеспечения того, чтобы эти учреждения не ограни­чивали возможности своих государств-членов в деле выполнения ими обя­занности по защите и не препятствовали предприятиям соблюдать права человека;
    2. поощрять эти учреждения в рамках своих соответствующих мандатов и возможностей оказывать содействие соблюдению предпри­ятиями прав человека и, по соответствующей просьбе, помогать государст­вам выполнять свою обязанность по защите от нарушений прав человека предприятиями, в том числе по линии технической помощи, укрепления потенциала и повышения информированности;
    3. опираться на настоящие руководящие принципы в деле содей­ствия общему пониманию и развивать международное сотрудничество в решении проблем, касающихся предпринимательской деятельности в ас­пекте прав человека.

II. Корпоративная ответственность за соблюдение прав человека

А. Базовые принципы

  1. Предприятиям надлежит соблюдать права человека. Это означает, что им следует избегать нарушения прав человека других и устранять неблагоприятные последствия для прав человека оказанного ими воздействия.
  2. Ответственность предприятий за соблюдение прав человека распространяется на международно признанные права человека, под которыми понимаются, как минимум, права, закрепленные в Международном билле о правах человека и принципах, касающихся основополагающих прав, которые изложены в Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда.
  3. Обязанность соблюдать права человека требует от предприятий:
    1. избегать оказания или содействия оказанию неблагоприятного воздействия на права человека в рамках своей деятельности и устранять последствия такого воздействия в случае, когда оно имело место;
    2. стремиться предотвращать или смягчать неблагоприятное воз­действие на права человека, которое непосредственно связано с их дея­тельностью, продукцией или услугами вследствие их деловых отношений, даже если они непосредственно не способствовали оказанию такого воздей­ствия.
  4. Обязанность предприятий по соблюдению прав человека касается всех предприятий независимо от их размера, сектора, условий деятельности, форм собственности и структуры. Тем не менее масштабы и степень сложности методов, с помощью которых предприятия выполняют эту обязанность, могут меняться в зависимости от этих факторов и тяжести последствий неблагоприятного воздействия предприятия на права человека.
  5. Для выполнения своей обязанности соблюдать права человека предпри­ятиям с учетом своих размеров и условий деятельности следует определить свою политику и процедуры, включая:
    1. программное обязательство выполнять свои обязанности по соблюдению прав человека;
    2. процедуру обеспечения должной заботы о правах человека в целях выявления, предотвращения, смягчения последствий и представле­ния отчетности о том, каким образом они устраняют оказываемое ими воз­действие на права человека;
    3. процедуры, позволяющие возместить ущерб в связи с любыми видами неблагоприятного воздействия на права человека, оказанного ими самими или при их содействии.

В. Принципы деятельности

Программное обязательство

  1. В качестве первого шага для закрепления своей обязанности соблюдать права человека предприятиям следует взять на себя обязательства выпол­нять эту обязанность в заявлении программного характера, которое:
    1. утверждается на самом высоком уровне руководящего звена предприятия;
    2. готовится на основе соответствующих выводов внутренних и/или внешних экспертов;
    3. определяет ожидаемое предприятием отношение к правам че­ловека со стороны персонала, партнеров по предпринимательской дея­тельности и других сторон, непосредственно связанных с его деятельно­стью, продукцией или услугами;
    4. придается гласности и распространяется внутри предприятия и за его пределами среди всего персонала, партнеров по предприниматель­ской деятельности и других соответствующих сторон;
    5. получает отражение в программах и процедурах оперативной деятельности, необходимое для его закрепления в рамках всей деятельно­сти предприятия.

Должная забота о правах человека

  1. В целях выявления, предотвращения, смягчения последствий и представ­ления отчетности о том, как предприятия устраняют свое неблагоприятное воздействие на права человека, им следует проявлять должную заботу о правах человека. Этот процесс должен включать в себя оценку фактиче­ского и потенциального воздействия на права человека, учет ее выводов и принятие мер на их основе, отслеживание соответствующих изменений и распространение информации о том, каким образом устраняется воздейст­вие. Проявление должной заботы о правах человека:
    1. должно касаться неблагоприятного воздействия на права чело­века, которое может оказывать предприятие или которому оно может спо­собствовать в рамках своей деятельности или которое может быть непо­средственно связано с его деятельностью, продукцией или услугами через его деловые отношения;
    2. будет иметь разную степень сложности в зависимости от разме­ров предприятия, риска серьезного воздействия на права человека, а также характера и условий его деятельности;
    3. должно иметь постоянный характер с учетом того, что со вре­менем риски для прав человека могут меняться по мере изменения формы деятельности предприятия и условий ее проведения.
  2. С целью оценки рисков для прав человека предприятиям следует выявлять и оценивать любое фактическое или потенциальное неблагоприятное воздействие на права человека, к которому они могут быть причастны либо в результате своей деятельности, либо в результате своих деловых отношений. Этот процесс должен:
    1. опираться на имеющиеся у предприятия экспертные знания и/или знания независимых внешних экспертов в области прав человека;
    2. включать в себя проведение конструктивных консультаций с потенциально затрагиваемыми группами и другими соответствующими заинтересованными сторонами с учетом размеров предприятия и характера и условий его деятельности.
  3. В целях предотвращения и смягчения неблагоприятного воздействия на права человека предприятиям следует интегрировать результаты проведенных ими оценок воздействия во все соответствующие внутренние бизнес-функции и процессы и принять надлежащие меры.
    1. Для эффективной интеграции требуется, чтобы:
      1. ответственность за устранение такого воздействия возла­галась на соответствующий уровень и функциональный отдел предприятия;
      2. внутренние процессы принятия решений, выделения фи­нансовых средств и контроля позволяли обеспечивать приня­тие эффективных мер в связи с таким воздействием.
    2. Надлежащие меры будут зависеть:
      1. от того, оказывает ли предприятие или способствует ли оно оказанию неблагоприятного воздействия, либо от того, обу­словлено ли его участие лишь тем, что воздействие непосредст­венно связано с его деятельностью, продукцией или услугами через деловые отношения;
      2. от эффективности рычагов влияния в процессе устране­ния неблагоприятного воздействия.
  4. Для проверки того, устраняется ли неблагоприятное воздействие на права человека, предприятиям следует отслеживать эффективность принятых ими мер. Отслеживание должно:
    1. основываться на соответствующих качественных и количест­венных показателях;
    2. опираться на каналы информации из внутренних и внешних источников, включая затрагиваемые заинтересованные стороны.
  5. Подотчетность предприятий за то, каким образом они устраняют свое воздействие на права человека, предполагает их готовность распространять такую информацию за пределами предприятия, особенно в тех случаях, когда озабоченности высказываются затрагиваемыми сторонами или от их имени. Предприятиям, деятельность или условия деятельности которых создают риски тяжелых последствий для прав человека, следует официально отчитываться о том, каким образом они их устраняют. В любом случае их сообщения должны:
    1. иметь форму и представляться с периодичностью, которые соответствуют воздействию предприятия на права человека, и должны быть доступными целевым аудиториям;
    2. содержать информацию, достаточную для оценки адекватности мер реагирования предприятия конкретному воздействию на права человека;
    3. в свою очередь не создавать дополнительных рисков для затрагиваемых заинтересованных сторон, персонала или для соблюдения законных требований к конфиденциальности коммерческой информации.

Возмещение ущерба

  1. В тех случаях, когда предприятия устанавливают, что они оказали неблагоприятное воздействие или способствовали ему, им следует в рамках законных процессов возмещать причиненный ущерб или сотрудничать с целью его возмещения.

Вопросы, касающиеся условий 23

  1. В любых условиях предприятиям следует:
    1. исполнять все действующие законы и соблюдать международно признанные права человека независимо от места их деятельности;
    2. находить способы выполнения принципов международно признанных прав человека в случаях, когда они сталкиваются с противоречивыми требованиями;
    3. относиться к риску совершения или содействия совершению грубых нарушений прав человека как к вопросу соблюдения правовых норм независимо от места их деятельности.
  2. В случаях, когда необходимо определить приоритетность действий по устранению фактического и потенциального неблагоприятного воздействия на права человека, предприятиям следует в первую очередь стремиться к предотвращению и смягчению наиболее серьезных последствий или принимать меры с учетом того, что запоздалое реагирование сделает такое воздействие необратимым.

III. Доступ к средствам правовой защиты

А. Базовый принцип

  1. В рамках своей обязанности защищать от связанных с предпринимательской деятельностью нарушений прав человека государства посредством судебных, административных, законодательных или иных соответствующих средств должны принимать надлежащие меры для обеспечения того, чтобы в случаях, когда такие нарушения происходят на их территории и/или в пределах их юрисдикции, затрагиваемые стороны получали доступ к эффективным средствам правовой защиты.

В. Принципы деятельности

Государственные судебные механизмы

  1. При устранении связанных с предпринимательской деятельностью нару­шений прав человека государствам следует принимать надлежащие меры для обеспечения эффективности национальных судебных механизмов, в том числе за счет изыскания способов снижения правовых, практических и других соответствующих барьеров, которые могли бы явиться причиной отказа в доступе к средствам правовой защиты.

Государственные внесудебные механизмы рассмотрения жалоб

  1. Наряду с судебными механизмами государствам следует обеспечивать эффективные и надлежащие внесудебные механизмы рассмотрения жалоб, являющиеся частью общей государственной системы правовой защиты в случае связанных с предпринимательской деятельностью нарушений прав человека.

Негосударственные механизмы рассмотрения жалоб

  1. Государствам следует рассмотреть возможность содействия доступу к эффективным негосударственным механизмам рассмотрения жалоб, занимающимся возмещением ущерба в результате связанных с предпринимательской деятельностью нарушений прав человека.
  2. предприятиям следует учредить в интересах отдельных лиц и общин, которые могут оказаться жертвами неблагоприятного воздействия, эффективные механизмы рассмотрения жалоб на оперативном уровне или принимать участие в их работе.
  3. Отраслевые, многосторонние и другие совместные инициативы, основанные на соблюдении норм в области прав человека, должны предусматривать наличие эффективных механизмов рассмотрения жалоб.

Критерии эффективности внесудебных механизмов рассмотре­ния жалоб

  1. С целью обеспечения эффективности государственных и негосударствен­ных внесудебных механизмов рассмотрения жалоб следует гарантировать:
    1. легитимность: создание доверия со стороны групп заинтересо­ванных сторон, для которых предназначены эти механизмы, их подотчет­ность с точки зрения справедливости процессов рассмотрения жалоб;
    2. доступность: обеспечение информированности всех групп заин­тересованных сторон, для которых предназначены эти механизмы, и пре­доставление надлежащей помощи сторонам, доступу которых препятству­ют барьеры особого рода;
    3. предсказуемость: обеспечение четкой и понятной процедуры с указанием ориентировочных сроков прохождения каждого этапа, а также внесение ясности в отношении имеющихся типов процесса и результатов и способов контроля за выполнением решений;
    4. справедливость: стремление обеспечить, чтобы пострадавшие стороны имели разумный доступ к источникам информации, консультациям и экспертным знаниям, необходимым для участия в процессе подачи жалобы на основе принципов справедливости, информированности и уважения;
    5. транспарентность: информирование сторон процесса рассмот­рения жалобы о его ходе, и предоставление достаточной информации о ре­зультативности механизма с целью укрепления доверия к его эффективно­сти и обеспечения затрагиваемых публичных интересов;
    6. соответствие нормам в области прав человека: обеспечение со­ответствия итоговых решений и средств правовой защиты международно признанным правам человека;
    7. источник непрерывного обучения: анализ соответствующих мер с целью выявления уроков, необходимых для совершенствования ме­ханизма и предотвращения будущих жалоб и причинения вреда в будущем;

Механизмы на оперативном уровне также должны быть:

  1. основаны на взаимодействии и диалоге: проведение консульта­ций с группами заинтересованных сторон, для которых предназначены эти механизмы, по вопросам их формирования и эффективности их функционирования, а также уделение внимания диалогу как способу рассмотрения жалоб и принятия по ним решений.