Главная Новости Судебная реформа в России: изменения в арбитражном процессуальном законодательстве могут повлиять на определение круга внутригосударственных средств правовой защиты, исчерпание которых обязательно при подаче жалобы в Европейский Суд по правам человека

Судебная реформа в России: изменения в арбитражном процессуальном законодательстве могут повлиять на определение круга внутригосударственных средств правовой защиты, исчерпание которых обязательно при подаче жалобы в Европейский Суд по правам человека

warning: file_get_contents(https://plusone.google.com/_/+1/fastbutton?url=http://threefold.ru/ru/sudebnaya-reforma-v-rossii-izmeneniya-v-arbitrazhnom-protsessualnom-zakonodatelstve-mogut-povliyat-n): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.0 404 Not Found in /var/www/vhosts/threefold.ru/httpdocs/sites/all/themes/threefold/node-story.tpl.php on line 46.
13.03.2014

5 марта 2014 г. в Государственную Думу был внесен проект закона, предусматривающего изменение ряда положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законопроект является частью крупной реформы судебной системы, в рамках которой планируется объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда ("ВАС РФ") с передачей юрисдикции последнего Верховному Суду Российской Федерации ("ВС РФ"), образованному в результате указанной реформы. Поправки, в случае их принятия, могут повлиять на вытекающие из экономических споров жалобы, подаваемые в Европейский Суд по правам человека ("ЕСПЧ").

Согласно практике ЕСПЧ, нынешняя процедура по пересмотру судебных актов по экономическим спорам в порядке надзора ВАС РФ является эффективным средством правовой защиты, исчерпание которого необходимо для обращения в ЕСПЧ (см., например, решения ЕСПЧ по делам Ковалева против России (Kovaleva v. Russia (dec.) (2009), ООО "Линк Ойл СПб" против России (OOO Link Oil SPB v Russia (dec.) (2009)). Таким образом, в соответствии с законодательством по состоянию на сегодняшний день шестимесячный срок для подачи жалобы в ЕСПЧ начинает течь с даты вступления в силу соответствующего постановления или определения ВАС РФ.

Однако вышеупомянутый законопроект, среди прочего, предполагает внесение изменений в процедуры как кассационного обжалования, так и пересмотра судебных актов по экономическим спорам в порядке надзора. В частности, законопроект вводит новый порядок обжалования актов в кассационном порядке в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, куда могут поступать, помимо прочего, дела, которые уже рассматривались в кассационном порядке в арбитражных судах округов. Также представляется, что некоторые из изменений в кассационное и надзорное производства по экономическим спорам предлагаются в целях сближения соответствующих положений арбитражного законодательства с нормами, регулирующими гражданский процесс.

Принятие законопроекта и последующее применение измененных положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведет к тому, что ЕСПЧ придется заново оценивать эффективность внутригосударственных средств правовой защиты в отношении будущих жалоб, вытекающих из экономических споров.

В качестве примера положений, которые могут стать предметом рассмотрения ЕСПЧ, можно назвать нормы, касающиеся полномочий Председателя ВС РФ и его заместителя, которые схожи с соответствующими нормами ранее действовавшей редакции Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что данные нормы уже подвергались критике со стороны ЕСПЧ в прошлом (см., например, стр. 17, 36 законопроекта и решение ЕСПЧ по делу Денисов против России (Denisov v. Russia (dec.) (2004)), где данный вопрос рассматривается более подробно).

Таким образом, до того как у ЕСПЧ появится возможность выразить свою позицию в отношении реформированных процедур, заявителям следует крайне внимательно рассчитывать сроки обращения в ЕСПЧ с жалобой, вытекающей из экономического спора, рассматриваемого в соответствии с новыми процессуальными правилами после их вступления в силу, чтобы избежать признания жалобы неприемлемой.

Законопроект еще может быть изменен до его принятия.

Мы продолжим следить за развитием российской судебной реформы и ее последствиями для обращений в ЕСПЧ. Дальнейшие новости по данному вопросу будут доступны на нашем сайте.

Данная публикация не является консультацией по правовым вопросам и публикуется исключительно в информационных целях.