Главная Threefold Legal Advisors Библиотека Бизнес и права человека Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики

Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики

Содержание

 

Международная организация труда

ТРЕХСТОРОННЯЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ, КАСАЮЩИХСЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

(принятая Административным советом Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977г.) с поправками, принятыми на его 279-й сессии (ноябрь 2000 г.) и 295-й (март 2006 г.) сессиях)

Административный совет Международного бюро труда, напоминая, что Международная организация труда в течение многих лет занималась определенными социальными вопросами, касающимися деятельности многонациональных корпораций,

отмечая, в частности, что различные отраслевые комитеты, региональ­ные конференции и Международная конференция труда на своих сессиях с середины 1960-х годов предлагали Административному совету принять соответствующие меры в области многонациональных корпораций и соци­альной политики,

будучи информирован о деятельности других международных органов, в частности Комиссии Организации Объединенных Наций по транснацио­нальным корпорациям и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),

считая, что МОТ, обладая уникальной трехсторонней структурой, компетенцией и богатым опытом в социальной области должна играть важную роль в разработке принципов, которыми руководствовались бы правительства, организации работодателей и трудящихся и сами многона­циональные корпорации,

напоминая, что в 1972 году он провел Трехстороннее совещание экспертов по вопросам взаимосвязи между многонациональными корпора­циями и социальной политикой, которое рекомендовало программу иссле­дований и изысканий МОТ, а в 1976 году Трехстороннее консультативное совещание по вопросам взаимосвязи между многонациональными корпо­рациями и социальной политикой с целью пересмотра программы исследо­ваний МОТ и представления рекомендаций о соответствующих действиях МОТ в социальной и трудовой областях,

принимая во внимание результаты обсуждения на Всемирной конфе­ренции по занятости,

приняв затем решение об учреждении трехсторонней группы для подго­товки проекта Трехсторонней декларации принципов, охватывающей все области в сфере компетенции МОТ, которые связаны с социальными аспек­тами деятельности многонациональных корпораций, включая создание рабочих мест в развивающихся странах, постоянно помня при этом о рекомендациях Трехстороннего консультативного совещания, проведен­ного в 1976 году,

приняв также решение вновь созвать Трехстороннее консультативное совещание для обсуждения проекта Декларации принципов, подготовлен­ного трехсторонней группой,

обсудив доклад и проект Декларации принципов, представленные вновь созванным Трехсторонним консультативным совещанием,

одобряет настоящим нижеследующую Декларацию, которая может име­новаться как Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многона­циональных корпораций и социальной политики, принятая Административ­ным советом Международного бюро труда, и призывает правительства государств-членов МОТ, соответствующие организации работодателей и трудящихся и многонациональные корпорации, осуществляющие свою деятельность на их территории, соблюдать провозглашенные в настоящей Декларации принципы.

  1. Многонациональные корпорации (МНК) играют важную роль в экономике большинства стран и в международных экономических отноше­ниях, вызывая тем самым растущий интерес со стороны правительств, а также работодателей и трудящихся и их соответствующих организаций. Посредством осуществления прямых иностранных инвестиций и других средств эти корпорации могут предоставить значительные выгоды прини­мающим странам и странам базирования, содействуя более эффективному использованию капиталов, технологии и рабочей силы. В рамках разрабо­танной правительствами политики развития они могут также внести весо­мый вклад в достижение экономического и социального благосостояния; повышение уровня жизни и удовлетворение основных нужд; создание, прямо или косвенно, возможностей в области занятости; и обеспечение соблюдения основных прав человека, включая свободу ассоциации, во всех странах мира. С другой стороны, выход многонациональньгх корпораций при организации своей деятельности за национальные пределы может привести к злоупотреблению сосредоточившейся в их руках экономической мощью и к проявлению противоречий с целями национальной политики и интересами трудящихся. Кроме того, сложность многонациональных корпораций и трудность четкого определения их разветвленной структуры, деятельности и политики иногда вызывают озабоченность либо в принима­ющих, либо в странах базирования, либо и в тех и в других одновременно.
  2. Цель настоящей Трехсторонней декларации принципов заключается в том, чтобы поощрять тот положительный вклад, который многонацио­нальные корпорации могут внести в дело экономического и социального прогресса и свести к минимуму и преодолеть трудности, которые могут быть вызваны различными видами их деятельности, с учетом резолюций Организации Объединенных Наций, направленных на установление нового международного экономического порядка, а также последующими дости­жениями в рамках Организации Объединенных Наций, такими как, напри­мер, Глобальный договор и Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия.
  3. Эта цель будет достигаться посредством принятия правительствами соответствующих законов и политики, мер и решений, а также путем сотрудничества между правительствами и организациями трудящихся и работодателей всех стран.
  4. Изложенные в настоящей Декларации гфинцигты адресуются прави­тельствам, организациям работодателей и трудящихся принимающих стран и стран базирования и самим многонациональным корпорациям.
  5. Правительства, организации работодателей и трудящихся и много­национальные корпорации должны руководствоваться этими принципами при принятии таких мер и осуществлении таких действий и социальных мероприятий, в том числе основанных на принципах, изложенных в Уставе и соответствующих конвенциях и рекомендациях МОТ, которые содейст­вовали бы социальному прогрессу.
  6. Для достижения целей, провозглашенных в настоящей Декларации, не требуется точного законодательного определения многонациональных корпораций: настоящий пункт имеет целью облегчить понимание Деклара­ции, а не давать такое определение. К многонациональным корпорациям относятся такие корпорации - государственные, смешанные или частные, - в собственности или под контролем которых за пределами страны их бази­рования находятся производство, распределение, обслуживание и другие сферы. Степень самостоятельности экономических единиц, входящих в многонациональные корпорации, относительно друг друга сильно различа­ется в рамках каждой из таких корпораций и зависит от характера связей между такими единицами и их областей деятельности с учетом значитель­ного разнообразия форм собственности, размеров, характера и места осу­ществления операций соответствующих корпораций. В случае отсутствия иного определения, термин «многонациональная корпорация» используется в настоящей Декларации для обозначения различных экономических единиц (основных компаний или местных филиалов, или того и другого, или группы в целом) в соответствии с распределением ответственности между ними, предполагая, что они будут сотрудничать между собой и при необходимости оказывать содействие друг другу в соблюдении принципов настоящей Декларации.
  7. В настоящей Декларации излагаются принципы в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда и быта и трудовых отноше­ний, которые правительствам, организациям работодателей и трудящихся и многонациональным корпорациям рекомендуется соблюдать на доброволь­ной основе; ее положения не ограничивают и никак не влияют на обяза­тельства, вытекающие в связи с ратификацией любой из конвенций МОТ.

ОБЩАЯ ПОЛИТИКА

  1. Все стороны, к которым имеет отношение настоящая Декларация, должны уважать суверенные права государств, подчиняться национальным законодательству и нормам, должным образом учитывать местную прак­тику и соблюдать соответствующие международные нормы. Они должны соблюдать Всеобщую декларацию прав человека и соответствующие  международные пакты, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также Устав Международной организации труда и ее принципы, согласно которым свобода слова и свобода ассоциации явля­ются необходимым условием постоянного прогресса. Они должны содейст­вовать реализации положений Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизма ее реализации, принятой в 1998 году. Они также должны выполнять свободно взятые ими на себя обязательства в соответствии с национальным законодательством и приня­тыми международными актами.
  2. Правительствам государств, которые еще не ратифицировали Конвенции 29, 87, 98, 100, 105, 111, 122, 138 и 182, предлагается сделать это и в любом случае применять, в максимально возможной степени средствами своей национальной политики принципы, изложенные в них, а также в Рекомендациях 35, 90, 111, 119, 122, 146, 169, 189 и 190.1 Без ущерба для обязательства правительств обеспечивать соблюдение конвенций, которые они ратифицировали, в тех странах, где конвенции и рекомендации, перечисленные в данном пункте, не соблюдаются, все стороны должны рассматривать их как ориентиры в своей социальной политике.
  3. Многонациональные корпорации должны полностью учитывать общие цели политики стран, в которых они осуществляют свою деятель­ность. Их деятельность должна соответствовать первоочередным целям развития и социальным задачам, а также социальной структуре страны, в которой они осуществляют свою деятельность. Для этого следует прово­дить консультации между многонациональными корпорациями, правитель­ством, а в случае необходимости, и заинтересованными национальными организациями работодателей и трудящихся.
  4. Принципы, заложенные в настоящей Декларации, не направлены на установление или сохранение неравенства в обращении между предпри­ятиями МНК и национальными предприятиями. Они отражают положи­тельную практику в отношении как тех, так и других. От многонациональ­ных и национальных корпораций - в тех случаях, когда их касаются прин­ципы настоящей Декларации - следует ожидать одинакового поведения как в целом, так и в отношении их социальной политики, в частности.
  5. Правительства стран базирования должны содействовать примене­нию положительной практики в социальной сфере в соответствии с насто­ящей Декларацией принципов с учетом социального и трудового законода­тельства норм и практики принимающих стран, а также с учетом соответ­ствующих международных норм. Правительства как стран базирования, так и принимающих стран должны быть готовы к проведению - по инициативе любого из них - взаимных консультаций по мере возникновения необходи­мости.

ЗАНЯТОСТЬ

Содействие занятости

  1. Для стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблем безработицы и неполной занятости, правительства в качестве основной цели должны провозгласить и проводить активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.2
  2. Это имеет особое значение в отношении правительств принима­ющих стран, расположенных в развивающихся регионах мира, где пробле­мы безработицы и неполной занятости стоят особенно остро. В связи с этим необходимо учитывать общие заключения, принятые Всемирной трехсто­ронней конференцией по занятости, распределению доходов, социальному прогрессу и международному разделению труда (Женева, июнь 1976 г.)3, а также положения Глобальной программы занятости (Женева, март 2003 г.).4
  3. В вышеприведенных пунктах 13 и 14 устанавливаются рамки, в которых следует уделять должное внимание влиянию многонациональных корпораций на занятость как в принимающей стране, так и в стране бази­рования.
  4. Многонациональные корпорации, особенно если они осуществляют свою деятельность в развивающихся странах, должны прилагать усилия к увеличению возможностей в области занятости и совершенствованию законодательства в области занятости, учитывая при этом политику и цели правительств в области занятости, а также обеспечение гарантий занятости и долгосрочного развития предприятия.
  5. До начала своей деятельности многонациональные корпорации должны, в случае необходимости, консультироваться с компетентными органами и национальными организациями работодателей и трудящихся, с тем чтобы согласовывать, насколько это практически осуществимо, свои планы в отношении рабочей силы с национальной политикой социального развития. Подобные консультации, как и в случае с национальными корпо­рациями, должны и в дальнейшем проводиться между многонациональ­ными корпорациями и всеми заинтересованными сторонами, включая орга­низации трудящихся.
  6. Многонациональные корпорации должны уделять первоочередное внимание вопросам занятости, повышения профессиональной квалифика­ции, профессионального продвижения и выдвижения на посты на всех уровнях граждан принимающей страны в сотрудничестве, если это необхо­димо, с представителями работающих у них трудящихся или с организаци­ями этих трудящихся и правительственными органами.
  7. Многонациональные корпорации, осуществляя капиталовложения в развивающихся странах, должны учитывать важность использования технологии, благодаря которой создаются рабочие места, как прямо, так и косвенно. В той степени, насколько позволяет характер производственного процесса и условия, преобладающие в соответствующем секторе экономи­ки, они должны приспосабливать технологию к нуждам и особенностям принимающих стран. Они должны также, по мере возможности, принимать участие в разработке подходящей для принимающих стран технологии.
  8. Для содействия занятости в развивающихся странах в условиях подъема мировой экономики, многонациональные корпорации должны, если это практически осуществимо, рассматривать вопрос о заключении с национальными корпорациями договоров, касающихся производства комп­лектующих узлов и оборудования, использования местного сырья и содей­ствия постепенному переходу к переработке сырья на месте. Подобные соглашения не должны использоваться многонациональными корпораци­ями для того, чтобы уклоняться от обязательств, закрепленных в принципах настоящей Декларации.

Равенство возможностей и обращения

  1. Все правительства должны проводить политику, направленную на содействие равным возможностям и обращению в области занятости с целью ликвидации любой дискриминации, проводимой по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения.5
  2. Многонациональные корпорации должны руководствоваться этим общим принципом во всей своей деятельности без ущерба для мер, предус­мотренных в пункте 18, или для политики правительств, направленной на преодоление исторически сложившихся форм дискриминации и на распро­странение тем самым равных возможностей и обращения на область занятости.6 Многонациональные корпорации должны соответственно при наборе, принятии на работу, проведении профессиональной подготовки и продвижении своих работников по службе на посты всех уровней учиты­вать степень их квалификации, профессионального мастерства и опыта.
  3. Правительства никогда не должны требовать от многонациональ­ных корпораций проводить политику дискриминации или поощрять их к дискриминации на основе каких бы то ни было признаков, указанных в пункте 21, но всегда поощрять, в случае необходимости, их деятельность, направленную на недопущение подобной дискриминации в области труда и занятий.

Гарантии занятости

  1. Правительства должны тщательно изучать характер влияния мно­гонациональных корпораций на занятость в различных отраслях промыш­ленности. Правительства всех стран, а также сами многонациональные корпорации должны принимать надлежащие меры для противодействия последствиям деятельности многонациональных корпораций на занятость и рынок труда.
  2. Многонациональные корпорации наравне с национальными корпо­рациями должны посредством активного планирования рабочей силы прилагать усилия к обеспечению стабильной занятости своих работников и соблюдать принятые на основе свободных переговоров обязательства, каса­ющиеся стабильности занятости и социального обеспечения. Учитывая гибкость, с которой могут действовать многонациональные корпорации, они должны стремиться к тому, чтобы взять на себя ведущую роль в деле содействия обеспечению гарантии занятости, особенно в странах, где прек­ращение их деятельности может усилить долговременную безработицу.
  3. Многонациональные корпорации, намеревающиеся внести какие-либо изменения в свою производственную деятельность (включая слияние, присоединение или перевод производства в другое место), которые могли бы иметь значительные последствия для занятости, должны заблаговре­менно предупреждать о таких изменениях соответствующие правитель­ственные органы и представителей занятых у них трудящихся и их органи­зации, с тем чтобы их воздействие можно было совместно обсудить для смягчения, по мере возможности, неблагоприятных последствий этих мер. Это особенно важно в случае закрытия какого-либо предприятия, что связано с увольнением или временным освобождением от работы всех работников.
  4. Следует избегать процедур произвольного увольнения.7
  5. Правительства в сотрудничестве с многонациональными, а также национальными корпорациями должны обеспечивать той или иной форме защиту доходов трудящихся, трудовые отношения с которыми были прекращены.8

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

  1. Правительства в сотрудничестве со всеми заинтересованными сто­ронами должны разрабатывать национальную политику в области профес­сионально-технической подготовки и профессиональной ориентации, которые тесно связаны с занятостью.9 Именно в этих рамках многонаци­ональные корпорации и должны осуществлять свою политику в области профессиональной подготовки.
  2. В своей деятельности многонациональные корпорации должны обеспечивать, чтобы их работникам всех уровней в принимающей стране соответствующим образом предоставлялись возможности для получения необходимой профессиональной подготовки, отвечающей нуждам пред­приятия, а также политике развития данной страны. Такая подготовка должна содействовать по мере возможности приобретению специальнос­тей, пользующихся, как правило, спросом, и содействовать их продвиже­нию по службе. Там, где это целесообразно, эта задача должна осуществ­ляться в сотрудничестве с органами власти страны, организациями работо­дателей и трудящихся и компетентными местными, национальными или международными учреждениями.
  3. Многонациональные корпорации, осуществляющие свою деятель­ность в развивающихся странах, должны участвовать вместе с националь­ными корпорациями в программах, включая специальные фонды, поощря­емые правительствами принимающих стран и поддерживаемые организа­циями работодателей и трудящихся. Цель этих программ должна состоять в содействии приобретению работниками специальности и повышению их профессиональной квалификации, а также в предоставлении профессио­нальной ориентации, а управляться они должны совместно сторонами, которые их поддерживают. Многонациональные корпорации должны по мере возможности предоставлять услуги имеющихся в их распоряжении квалифицированных преподавателей для оказания помощи проводимым правительствами программам профессиональной подготовки как свой вклад в национальное развитие.
  4. Многонациональные корпорации в сотрудничестве с правительст­вами и в той мере, в какой не наносится ущерб эффективности работы предприятия, должны предоставлять на предприятии как едином целом возможности для расширения опыта национальных кадров управления в соответствующих областях, таких как трудовые отношения.

УСЛОВИЯ ТРУДА И ЖИЗНИ

Заработная плата, пособия и условия труда

  1. Заработная плата, пособия и условия труда, предоставляемые работникам многонациональных корпораций, должны быть не менее благо­приятными, чем те, которые предоставляются на аналогичных предприя­тиях в соответствующей стране.
  2. Если многонациональные корпорации осуществляют свою дея­тельность в развивающихся странах, где аналогичные предприятия могут отсутствовать, они должны предоставлять по возможности лучшие зара­ботную плату, пособия и условия труда в рамках государственной политики.10 Заработная плата, пособия и условия труда должны увязываться с экономическим положением предприятия, однако как минимум они долж­ны быть достаточны для удовлетворения основных нужд трудящихся и их семей. В тех случаях, когда многонациональные корпорации предостав­ляют трудящимся такие основные удобства, как жилье, медицинское обслу­живание или питание, все они должны соответствовать общепринятым нормам качества.11
  3. Правительства, в первую очередь развивающихся стран, должны стремиться к принятию соответствующих мер, направленных на то, чтобы максимально возможную пользу деятельность многонациональных корпо­раций приносила группам населения с низкими доходами и менее развитым районам.

Минимальный возраст

  1. Многонациональные корпорации, а также национальные предприя­тия должны соблюдать требования о минимальном возрасте для приема на работу, с тем чтобы обеспечить эффективность мер по искоренению дет­ского труда, а также должны принимать незамедлительные и действенные меры в рамках своей сферы компетенции во имя запрещения и устранения наихудших форм детского труда в качестве вопроса, не терпящего отлагательств.12

Безопасность и гигиена труда

  1. Правительства должны следить за тем, чтобы как многонациональ­ные, так и национальные корпорации обеспечивали для своих работников надлежащие нормы безопасности и гигиены труда. При этом правительст­вам, которые еще не ратифицировали Конвенции МОТ о снабжении машин защитными приспособлениями (119), о защите от радиации (115), о бензоле (136), о профессиональных раковых заболеваниях (139), настоятельно предлагается в максимально возможной степени применять принципы, содержащиеся в этих Конвенциях и в дополняющих их Рекомендациях (118, 114, 144 и 147). Следует также принимать во внимание перечни профессиональных заболеваний и своды практических правил и практичес­кие руководства, указанные в последнем списке публикаций МОТ по воп­росам безопасности и гигиены труда.13
  2. Многонациональные корпорации должны устанавливать макси­мально высокие нормы в области безопасности и гигиены труда, соответ­ствующие национальным требованиям и учитывающие накопленный ими в рамках предприятия в целом опыт, включая все сведения об особых рисках. Кроме того, они должны предоставлять представителям трудящихся пред­приятия, а также компетентным органам и организациям работодателей и трудящихся по их требованию во всех странах, в которых они осуществ­ляют свою деятельность, информацию о действующих на предприятиях одних стран нормах в области безопасности и гигиены труда, которых они придерживаются в других странах. В частности, они должны информиро­вать всех тех, кого это может касаться, об отдельных рисках и о соответст­вующих мерах защиты от них, когда они связаны с новыми производствен­ными процессами и продукцией. Следует ожидать, что многонациональные корпорации, как и аналогичные национальные корпорации, будут играть ведущую роль в изучении факторов риска для безопасности и гигиены труда и в применении таких усовершенствований во всех подразделениях корпорации.
  3. Многонациональные корпорации должны сотрудничать с между­народными организациями, занимающимися разработкой и принятием международных норм в области безопасности и гигиены труда.
  4. В соответствии с национальной практикой многонациональные корпорации должны в полной мере сотрудничать с компетентными орга­нами, занимающимися вопросами безопасности и гигиены труда, предста­вителями трудящихся и их организациями и со специальными органами, занимающимися вопросами безопасности и гигиены труда. В случае необ­ходимости вопросы, касающиеся безопасности и гигиены труда, следует включать в договоры, заключаемые с представителями трудящихся и их организациями.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  1. Многонациональные корпорации должны применять нормы трудо­вых отношений, которые не менее благоприятны, чем те которые применя­ются на аналогичных предприятиях в соответствующей стране.

Свобода ассоциации и право на организацию

  1. Трудящиеся, занятые на предприятиях МНК, как и трудящиеся национальных предприятий, должны без каких бы то ни было различий пользоваться правом создавать и вступать в организации по своему собст­венному выбору без получения предварительного разрешения при единст­венном условии соблюдения устава соответствующей организации.14 Они также должны пользоваться надлежащей защитой против дискриминаци­онных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.15
  2. Организации, представляющие предприятия МНК или занятых на этих предприятиях трудящихся, должны пользоваться надлежащей защитой от любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность этих организаций или управ­ление ими.16
  3. Многонациональные корпорации должны в случае необходимости и применительно к местным условиям оказывать поддержку представи­тельным организациям предпринимателей.
  4. Правительствам, которые еще не применяют принципы, изложен­ные в статье 5 Конвенции 87, предлагается делать это, принимая во внима­ние - особенно в отношении многонациональных корпораций - важность того, чтобы организациям, представляющим эти предприятия, или занятых на них трудящихся, разрешалось вступать по своему выбору в междуна­родные организации работодателей или трудящихся.
  5. Если правительства принимающих стран создают специальные стимулы для привлечения иностранных инвестиций, подобные стимулы не должны включать в себя какие-либо ограничения свободы ассоциации для трудящихся или их права на организацию и на ведение коллективных пере­говоров и заключение коллективных договоров.
  6. Представителям трудящихся на предприятиях МНК не должны препятствовать собираться для проведения консультаций или взаимного обмена мнениями при условии, что это не наносит ущерба деятельности предприятий и обычным процедурам, в рамках которых строятся отноше­ния с представителями трудящихся и их организациями.
  7. Правительства не должны ограничивать въезд в страну представи­телей организаций работодателей и трудящихся, которые прибывают из других стран по приглашению соответствующих местных или националь­ных организаций для консультаций по вопросам, представляющим взаим­ный интерес, если единственным основанием к такому ограничению слу­жит именно указанная выше цель.

Коллективные переговоры

  1. Трудящиеся, работающие на предприятиях МНК, должны иметь право, в соответствии с национальными законодательством и практикой, на то, чтобы представляющие их организации признавались правомочными вести коллективные переговоры.
  2. В случае необходимости, следует принимать соответствующие национальным условиям меры, направленные на то, чтобы поощрять и содействовать полному развитию и применению процедуры ведения на добровольной основе переговоров между работодателями или организа­циями работодателей и организациями трудящихся с целью регулирования условий занятости путем заключения коллективных договоров.17
  3. Предприятия МНК, как и национальные предприятия, должны пре­доставлять представителям трудящихся такие необходимые возможности и средства, которые могут способствовать разработке эффективных коллек­тивных договоров.18
  4. Предприятия МНК должны предоставлять возможность должным образом уполномоченным представителям трудящихся, занятых на этих предприятиях в каждой из стран, где такие предприятия осуществляют свою деятельность, вести переговоры с представителями администрации, которые уполномочены принимать решения по стоящим на повестке дня переговоров вопросам.
  5. Многонациональные корпорации в контексте переговоров bona fide с представителями трудящихся об условиях занятости или в связи с осуще­ствлением трудящимися права создавать союзы, не должны угрожать тем, что они прибегнут к переводу всей или части производственной единицы за пределы данной страны, злоупотребляя влиянием на эти переговоры и мешая осуществлению их права создавать свои союзы; они также не дол­жны переводить трудящихся из своих филиалов в других странах с целью подрыва переговоров bona fide с представителями трудящихся или воспре­пятствования осуществлению трудящимися права создавать союзы.
  6. Коллективные договоры должны включать положения об урегули­ровании споров, возникающих в связи с их толкованием и применением, а также положения об обеспечении взаимного уважения прав и соблюдения обязанностей.
  7. Многонациональные корпорации должны предоставлять предста­вителям трудящихся информацию, необходимую для ведения эффективных переговоров с соответствующей экономической единицей, и там, где это соответствует местному законодательству и практике, они также должны предоставлять информацию, позволяющую трудящимся получать полную и истинную картину деятельности экономической единицы или, если необхо­димо, и всей корпорации в целом.19
  8. Правительства должны предоставлять представителям организаций трудящихся по их просьбе, когда это допускается законодательством и практикой, информацию об отрасли, в которой осуществляет свою дея­тельность данная корпорация, что поможет установить объективные крите­рии в процессе коллективных переговоров. В связи с этим многонацио­нальные и национальные корпорации должны конструктивно реагировать на просьбы правительств о предоставлении соответствующей информации об их деятельности.

Консультации

  1. Разработанные по взаимной договоренности между работодателями и трудящимися и их представителями механизмы, имеющиеся как в много­национальных, так и национальных корпорациях, должны предусматривать в соответствии с национальным и законодательством и практикой проведе­ние регулярных консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес. Такие консультации не должны заменять коллективные переговоры.20

Рассмотрение жалоб

  1. Как многонациональные, так и национальные корпорации должны уважать право работающих на них трудящихся, предусматривающее рас­смотрение всех их жалоб в соответствии со следующим положением: любой трудящийся, который, выступая от своего имени или вместе с други­ми трудящимися, считает, что он имеет основания подать жалобу, должен обладать правом представлять такую жалобу без последующего ущерба для себя, а также должен иметь право на то, чтобы такая жалоба была рассмот­рена в соответствии с надлежащей процедурой.21 Это имеет особое значе­ние в тех случаях, когда многонациональные корпорации осуществляют свою деятельность в странах, которые не руководствуются принципами, закрепленными в конвенциях МОТ, касающихся свободы ассоциации, права на организацию профессиональных союзов и на ведение коллектив­ных переговоров, а также дискриминации, детского труда и принудитель­ного труда.22

Разрешение трудовых конфликтов

  1. Многонациональные и национальные корпорации совместно с представителями и организациями трудящихся, работающих у них, должны стремиться к созданию соответствующих национальным условиям органов добровольного примирения, включая возможность проведения доброволь­ного арбитража, с целью содействия в предотвращении и разрешении тру­довых споров между работодателями и трудящимися. В органы по добро­вольному примирению должно входить равное число представителей от работодателей и трудящихся.23

Женева, 28 марта 2006 г.

---

1 Конвенция 1930 года о принудительном труде (29); Конвенция 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию (87); Конвенция 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (98); Конвенция 1951 года о равном вознаграждении (100); Конвенция 1957 года об упразднении принудительного труда (105); Конвенция 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (111); Конвенция 1964 года о политике в области занятости (122); Конвенция 1973 года о минимальном возрасте для приема на работу (138); Конвенция 1999 года о наихудших формах детского труда (182); Рекомендация 1930 года о косвенном принуждении к труду (35); Рекомендация 1930 года о равном вознаграждении (90); Рекомендация 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (111); Рекомендация 1963 года о прекращении трудовых отношений (119); Рекомендация 1964 года о политике в области занятости (122); Рекомендация 1973 года о минимальном возрасте для приема на работу (146); Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (дополнительные положения) (169); Рекомендация 1998 года о наихудших формах детского труда (190); Рекомендация 1999 года о наихудших формах детского труда (190).

2 Конвенция (122) и Рекомендация (122) о политике в области занятости; Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (дополнительные положения) (169); Рекомендации 1998 года о создании рабочих мест на малых и средних предприятиях (189).

3 МОТ, Всемирная конференция по занятости, Женева, 4-17 июня 1976 г.

4 Глобальная программа занятости МОТ, 2003 г., МОТ, Женева.

5 Конвенция  (111)  и  Рекомендация  (111)  о  дискриминации  в области труда и занятий;  Конвенция (100) и Рекомендация (90) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности.

6 See the two following ILO codes of practice: HIV/AIDS and the world of work, ILO code of practice, 2001, ILO, Geneva; Managing disability in the workplace, ILO code of practice, 2002, ILO, Geneva.

7  Рекомендация 1963 года о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя

(119).

8 Там же.

9 Конвенция 1975 года о развитии людских ресурсов (142) и Рекомендация 2004 года о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение (195), в которых напоминается о добровольном характере и об уровнях коллективных переговоров.

10 Рекомендация 1962 года о сокращении продолжительности рабочего времени (116).

11 Конвенция (110) и Рекомендация (110) об условиях труда на плантациях; Рекомендация о
жилищном строительстве для трудящихся (115); Рекомендация о медицинском обслуживании (69);
Конвенция (130) и Рекомендация (134) о медицинской помощи и пособиях по болезни.

12 Конвенции 138 статья 1; Конвенции 182 статья 1.

13 Рекомендация 2002 года о перечне профессиональных заболеваний (194). Указанные конвенции и рекомендации МОТ перечислены в Catalogue of ILO Publications on Occupational Safety and Health, ред. 2000 г., МОТ, Женева. См. также http://www.ilo.org/public/english/protection/safework/ publicat/index.htm.

14  Конвенция 87, статья 2.

15  Конвенция 98, пункт 1 статьи 1.

16  Конвенция 98, пункт 1 статьи 2.

17 Конвенция 98, статья 4.

18 Конвенция 1971 года о защите прав представителей трудящихся на предприятии и
предоставляемых им возможностях (135).

19 Рекомендация 1967 года о связях между администрацией и трудящимися на предприятии (129).

20 Рекомендация 1952 года о консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия (94); Рекомендация 1967 года о связях на предприятии (129).

21 Рекомендация 1967 года о рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения (130).

22 Конвенция 1930 года о принудительном труде (29); Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (87); Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (98); Конвенция 1951 года о равном вознаграждении (100); Конвенция 1957 года об упразднении принудительного труда (105); Конвенция 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (111); Конвенция 1973 года о минимальном возрасте для приема на работу (138); Конвенция 1999 года о наихудших формах детского труда (182); Рекомендация 1930 года о косвенном принуждении к труду (35); Рекомендация 1930 года о равном вознаграждении (90); Рекомендация 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (111); Рекомендация 1973 года о минимальном возрасте для приема на работу (146); Рекомендация 1998 года о наихудших формах детского труда (190).

23 Рекомендация 1951 года о добровольном примирении и арбитраже (92).